Чембровский Олег Александрович

Рдился 5 марта 1923 года в семье бывшего царского офицера, впоследствии красного командира-конника, и его жены - дочери кубанского казака. С отцом дружил известный красный командир Ян Фабрициус, будущие маршалы Тимошенко, Буденный, Тюленев, знаком он был и с К. Рокоссовским. В 6-летнем возрасте Олег с родителями побывал в Австрии, где родители выполняли задание по линии Коминтерна, в 1935 году - в Уругвае по той же причине, однако их раскрыли, и в 1936 году Чембровские спешно бежали в СССР.

В 1940 году Олег окончил 9 классов школы и аэроклуб. В том же году его семья чуть не попала в списки "врагов народа", отец лишился работы, и Олег пошел работать техником-экспериментатором в Центральный институт авиационных моторов. Там он выдвинул предложение по созданию ракетоплана с использованием воздушно-ракетного двигателя. Заметьте, что "рационализатору" шел 18-й год. Предложение солидной комиссией было принято и рекомендовано к использованию. Это были годы больших арестов: в лагеря посажены Сергей Королев, Валентин Глушко, Павел Ощепков - будущая гордость отечественной науки и техники. Однако появляются и новые имена: В.Н. Челомей, Н.А. Долежаль, Н.Д. Кузнецов, А.А. Микулин, А.Д. Швецов, А.М. Люлька. В этой среде вырастал и Олег Чембровский...

22 июня 1941 года, как и многие молодые люди, Олег подал рапорт в военкомат с просьбой направить его в действующую армию, однако ему было 18 лет. Олегу сказано было вернуться в институт ЦИАМ (Центральный институт авиационных моторов) заняться своим делом. Вскоре организовали бригаду для обеспечения действий скоростных бомбардировщиков СБ на Ленинградском фронте, туда включили и Олега, всего их было 6 человек. Боевые действия он начал лейтенантом в 1942 году на Сталинградском фронте, окончив в Фергане артиллерийское училище противотанковых орудий и противотанковой артиллерии. Был ранен, затем мотался на поездах и пароходах в сторону Камышина, Саратова, Сызрани, Томска, где в госпитале Олегу сделали операцию, в феврале 1943 года - снова в строю. С августа 1943 года - бои на Курской дуге, там лейтенант Чембровский из пушек бил по "тиграм" и "пантерам", затем левобережная Украина, бои за Киев, форсирование Днепра, снова ранение и госпиталь в Москве. Олега представляют к званию Героя Советского Союза, он награждается орденом Отечественной войны II степени.

В 1944 году Чембровский вместе с профессором Военно-воздушной инженерной академии Александровым на квартире хорошего знакомого "отмечали" свои ордена. На это торжество пришли Меркулов и другие ракетчики, где Олег узнал, что принято собрать всех, кто до войны занимался ракетной техникой, из-за того, что немцы начали разработку и применение своих боевых ракет "Фау-1" и "Фау-2". При содействии Королева Олег Чембровский, боевой гвардии лейтенант, готовившийся вернуться в свой полк, с 9-классным образованием приказом начальника академии им. Жуковского, генерала Соколова-Соколенка принят в число слушателей.

"Жуковка" - выдающееся учебное заведение СССР и России. Здесь, как принято говорить, ковались научные и технические кадры нашей авиации и космоса. Это воистину так. По окончании в 1950 году Академии Чембровский и стал специалистом по самолетостроению. В этом большая доля заслуг его преподавателей Б.Н. Юрьева, Б.С. Стечкина, М.А. Лаврентьева, С.В. Ильюшина, А.С. Яковлева, А.И. Путилова, В.Ф. Болховитинова и других. Чембровский учился с удовольствием, выступал на научных конференциях, семинарах, защищал авторские изобретения и предложения. Однако в адъюнктуру не взяли, несмотря на отличные успехи, "органы" вспомнили биографию его отца. Кстати сказать, в этом же году ему присвоили воинское звание "старший лейтенант". Пять лет тянули с этим немудреным повышением!

Олег Чембровский становится преподавателем высшего Рижского инженерно-авиационного училища ВВС, однако вскоре его вызывают в Москву - сказалось действие письма Олега Александровича на имя Маленкова, в письме Чембровский предлагал к разработке идею нового двигателя для самолетов. Так Чембровский оказался в числе сотрудников НИИ-1 Министерства авиапрома, руководителем его был Б.В. Раушенбах, а научным - М.В. Келдыш. Заметим: в те годы именно в этом институте начались работы по проектам "Буран" и "Буря". Олег Чембровский возглавил научно-техническое направление группы по разработке ЗИП - зенитного истребителя-перехватчика, в работах участвовали знаменитые впоследствии локаторщик А.В. Виницкий, планерист Н.И. Егоров, руководителем группы назначается В.Н. Успенский, соратник А.Н. Туполева. Медицинское направление, то есть разработку кресла летчика, его особенности и прочее осуществлял В.И. Яздовский. Общее кураторство осуществлял маршал Е.Я. Савицкий.

В 1954 году в системе войск ПВО страны принято решение создать при Главкоме научно-технический комитет. Маршал Савицкий высказал мысль, что было бы желательным, если бы Олег Чембровский возглавил в этом комитете направление по развитию истребительной авиации. Так О.А. Чембровский стал постоянным членом научно-технического комитета войск ПВО страны, в котором он работал по проблемам перевооружения ИА и превращению ее в ракетоносную ударную силу. Конкретная работа велась во многих научных и технических центрах СССР, в том числе и в Калинине (ныне Твери). Людей, подобных Олегу Александровичу Чембровскому, в нашей стране тысячи. Смысл их жизни в творчестве, они порой не имеют сил противостоять мелочным, но неприятным ударам жизни, в частности, ударам весьма мощной бюрократически-номенклатурной подсистемы в армии и обществе. В 1967 году ему обещано было звание генерал-майора, однако "доброжелатели" в высших структурах Министерства обороны вычеркнули его из списка. Это заставило Чембровского досрочно покинуть ряды Вооруженных Сил.

Однако высокие посты на "гражданке" сами его поджидали: он избирается завкафедрой механики Авиационно-технологического института им. Циолковского, заведующим лабораторией ЦНИИМАШ. Чембровский принимает приглашение и избирается заместителем председателя Дальневосточного научного центра. В 70-90-е годы Олег Александрович работает над различными проблемами космонавтики, дирижаблестроения, нетрадиционных способов транспортировки грузов. С 1968 по 1978 годы его избирают председателем Комитета космонавтики ДОСААФ СССР, по его инициативе Комитет преобразовывается в Федерацию космонавтики СССР. По инициативе опять-таки О.А. Чембровского 28 марта 1991 года создается на общественных началах Академия космонавтики им. К.Э. Циолковского, первым вице-президентом избирается Чембровский.

В 1976 году он получает приглашение от ректора Московского института инженеров гражданской авиации, профессора И.С. Голубева занять должность профессора математики. Он читает специальные разделы по конформному отображению, теории вычетов, функции комплексного переменного, теории множеств, теории вероятности, операционному исчислению, Булевой алгебры, уравнениям математической физики.

Умер этот неординарный ученый и человек 12 ноября 2000 года, похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.

Библиографические данные взяты из энциклопедии космонавтики ЦНИИ робототехники и технической кибернетики: http://www.rtc.ru/encyk/publish/art_030416_02.shtml

Фото взято со страницы международного фонда попечителей: http://www.fund.ru/rus/memo/10.asp

 
 
 
 Сотрудники кафедры
 Главная страница кафедры